Научно-техническая революция вызвала общее ускорение темпов роста производства. Однако в разных отраслях они далеко не одинаковы. Различия в темпах роста в свою очередь приводят к определенным структурным сдвигам.
Наиболее общий сдвиг в структуре материального производства в условиях НТР заключается в дальнейшем увеличении удельного веса промышленности. Он вытекает из опережающих темпов роста промышленности как главной отрасли материального производства.
В структуре промышленности добывающие отрасли развиваются, как правило, медленнее, чем обрабатывающие. В результате удельный вес добывающей промышленности в стоимости промышленной продукции постоянно снижается и в целом в мире уже не достигает Vio. При этом, разумеется, отдельные отрасли добывающей промышленности также растут неодинаковыми темпами. Например, в 1950—1970 гг. мировая добыча угля увеличилась всего в 1,7 раза, тогда как нефти — почти в 4,5 раза. Такое соотношение темпов роста определяет прогрессивные структурные сдвиги в мировом топливно-энергетическом балансе *.
Однако наиболее существенные изменения происходят в структуре обрабатывающей промышленности. В условиях НТР наиболее характерны опережающие темпы развития трех отраслей — электроэнергетики, машиностроения и химической промышленности, Ускоренный рост этой «авангардной тройки» вполне закономерен, ибо именно от нее в наибольшей мере зависит осуществление научно-технической революции.
В самом деле, электроэнергетика выступает как основа автоматизации современного производства, роста производительности труда, повышения его электровооруженности. Именно с нею связаны главные революционные преобразования в энергохозяйстве, которые находят выражение в первую очередь во все возрастающем использовании атомной энергии.
Особая роль машиностроения заключается в том, что с ним связан качественный переворот в технике. В период НТР наиболее высокими темпами растут такие новейшие отрасли машиностроения, как производство электронных счетно-решающих устройств — основы современной «индустрии знаний», автоматических контрольно-измерительных приборов, станков с программным управлением, оборудования для АЭС, ракет, космических кораблей. Наряду с этим машиностроение осваивает выпуск новых типов автомобилей, судов, турбин, электротехнических аппаратов и приборов, в том числе и бытового назначения. В наиболее развитых странах удельный вес машиностроения в валовой продукции * всей промышленности достигает 80—35%.
Доля химической промышленности в валовой продукции обычно составляет 10—15%. В этой отрасли при всем значении основной химии (производство серной кислоты, соды, удобрений) ведущее положение уже перешло к химии органического синтеза, опирающейся преимущественно на нефтяное и газовое сырье и производящей полимерные материалы. Химические волокна дают почти 2/s всего сырья, используемого текстильной промышленностью, Синтетического каучука уже теперь в мире потребляется больше, чем натурального. А металлы и дерево все более заменяются пластмассой.
Наряду с этим важные структурные изменения происходят и в других отраслях промышленности. Одним из ярких примеров подобного рода может-служить такая старая отрасль, как металлургия, Хотя сталь по-прежнему остается наиболее распространенным конструкционным материалом и ее выплавка в 20 раз превышает выплавку всех цветных металлов, вместе взятых, роль цветной металлургии в наши дни растет особенно быстро. Это объясняется прежде всего бурным ростом потребностей в так называемых «металлах XX в.». Еще недавно к ним относили лишь алюминий и магний. Развите новых отраслей промышленности (атомной, ракетной, космической), телевидения, радиолокации, счетно-вычислительное техники резко увеличило спрос на бериллий, литий, цирконий 1,цезий, тантал, германий, селен и другие металлы.
Изменения происходят и структуре сельского хозяйства. По мере развития ггой отрасли ускоряются темпы роста животноводства и, соотвесвтвенно, увеличивается его доля, хотя в целом в мире растениеводство по стоимости товарной продукции * занимает еще первое 1есто. В растениеводстве в свою очередь быстрее растет производство кормов, а также овощей, фруктов. Структурные сдвиги происходят и в мировом транспорте, где особенно быстрин темпами развиваются новые его виды — автомобильный, трубопроводный и воздушный. Например, по сравнению с довоенным временем грузооборот железнодорожного транспорта увеличился примерно в 4 раза, а воздушного — почти в 500 раз! наиболее характерная черта структурных сдвигов во внешне! торговле заключается в неуклонном уменьшении удельного веса сырья и продовольствия и увеличении доли готовых промышленных изделий.
|