Транспорт. Внешние экономические связи. Для внешних и внутренних связей стран Северной и Южной Европы, а также Нидерландов и Ирландии важнейшее значение имеет морской транспорт. Все крупнейшие города и промышленные центры, кроме Мадрида, расположены на побережье или вблизи него. Флоты Норвегии и Греции издавна выполняют работу «морских перевозчиков». Железнодорожный и автомобильный транспорт наиболее развит в странах Средней Европы.
Большинство малых капиталистических стран Европы играет важную роль в мировой торговле. В торговом обороте капиталистического мира доля Нидерландов, например, больше доли всей Африки (без ЮАР), а доля Швейцарии почти втрое больше, чем Индии. Малые страны торгуют в основном с главными капиталистическими государствами Европы, США и Канадой. Со странами социализма торговля пока небольшая, но она расширяется; доля этих стран, прежде всего СССР, наиболее значительна в обороте Финляндии (свыше 20%). Экспорт стран Средней и Северной Европы состоит из машин, оборудования, морских судов, химикалиев, некоторых видов сырья (древесины, железной руды из Северной Европы). Нидерланды занимают первое место в мире по экспорту молочной продукции, а Дания — мяса и яиц (и второе-третье по экспорту масла и сыра). Страны Южной Европы вывозят главным образом сельскохозяйственное и минеральное сырье. Импорт стран Средней и Северной Европы включает преимущественно промышленное сырье, полуфабрикаты и продовольствие. Страны Южной Европы ввозят машины, полуфабрикаты и сырье (особенно нефть). В малых капиталистических странах Европы очень развит иностранный т у-ризм, приносящий им большие доходы в валюте. Испания выдвинулась в этом отношении на второе место в мире; Швейцарию, Австрию, Люксембург, Исландию и микрогосударства посещает ежегодно туристов больше, чем в них жителей.
|