Морской транспорт обслуживает главным образом международную торговлю. Особенно велика роль морского транспорта во внешних связях островных государств — Великобритании и Японии, Индонезии и Кубы, а также страны-континента Австралии. В ряде стран немалое значение имеют и каботажные перевозки. В перевозках пассажиров роль его теперь невелика, несмотря на относительную дешевизну морских сообщений. Это объясняется тем, что даже самые быстроходные суда не могут соперничать с авиацией. Vi
Первое место в перевозках по морю (более 7з всех перевозок) занимают наливные грузы — нефть и нефтепродукты. В последние 10—15 лет начали возрастать также перевозки так называемых сухогрузов — железной руды, угля, зерна, бокситов, леса и других. Эти изменения сказались и на составе мирового торгового флота, насчитывающего 30 тыс. судов. В нем увеличивается -доля специализированных судов (рудовозов, углевозов, зерновозов, контейнеровозов), особенно танкеров, которые составляют около 7г всего тоннажа. Все более широкое применение находят также комбинированные суда, например танкеры-рудовозы.
Большая часть судоходных трасс мирового значения сосредоточена в бассейне Атлантического океана; они связывают между собой Европу, Америку и Африку. Почти из 2 тыс. пор-' тов, обслуживающих мировое судоходство, более 3А находятся на берегах Атлантического океана. Среди них такие крупнейшие порты, как Роттердам, Антверпен, Марсель, Лондон в Европе, Нью-Йорк, Филадельфия в Америке. Возрастает также значение путей, проходящих по Тихому и Индийскому океанам.
Внутренний водный транспорт обслуживает преимущественно перевозки отдельных стран, но также и часть международных. Крупными международными речными артериями являются Рейн, Дунай, Эльба, Одер в Европе, Парана и глубоководный путь Св. Лаврентия в Америке.
Среди социалистических стран по тоннажу флота и грузообороту морского транспорта выделяется Советский Союз. Особенно большое значение имеют морские линии, связывающие социалистические государства Европы с Кубой и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки. Внутренний водный транспорт получил наибольшее развитие в СССР, ГДР и Китае. Среди капиталистических стран по развитию морского транспорта выделяются страны Западной Европы, США и Японии. Внутренний водный транспорт играет наибольшую роль в США, ФРГ, Нидерландах. Морские перевозки развивающихся стран в основном выполняются английскими, норвежскими, греческими и иными судами, так как эти страны, за исключением Либерии, Панамы, почти не имеют своего флота.
|