Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
|
Всего материалов в каталоге: 185 Показано материалов: 101-150 |
Страницы: « 1 2 3 4 » |
Внешние экономические связи. Более 11з оборота внешней торговли СФРЮ приходится на страны социализма. Расширяются » другие формы ее экономического сотрудничества с ними. Но бблыная часть оборота приходится на Италию, ФРГ, США и Великобританию, с которыми СФРЮ связана и в финансовом отношении. Она торгует также с десятками развивающихся государств. В экспорте Югославии на первом месте стоит продукция цветной металлургии, затем машины, оборудование, текстиль, продовольствие и мебель. Ее импорт состоит в основном из промышленного сырья, машин и минеральных удобрений. Значительные доходы получает СФРЮ от быстро растущего притока в страну иностранных туристов (свыше 5 млн. человек в год). |
Экономико-географические различия. Большая внутренняя неоднородность Югославии, является важной чертой ее экономической географии. Особенно заметны различия между двумя крупными частями СФРЮ — северной и южной.
|
Транспорт. Важнейший вид транспорта в СФРЮ — железные дороги. Главные из них — на севере. В горных районах их очень мало. Ведущую роль там играет автотранспорт. Через крупнейшие порты страны — Риеку и Сплит — проходит значительная часть ее внешней торговли, а также некоторых стран Центральной Европы, не имеющих выхода к морю.
|
Сельское хозяйство. Природные условия отдельных частей Югославии очень различны. На севере, на низменностях и в предгорьях распространены более плодородные почвы. Климат здесь умеренно континентальный. При народной власти в Воеводине построена гидротехническая система Дунай—Тиса — Дунай, благодаря которой орошаются массивы обрабатываемых земель. В горных районах, занимающих более 2/з территории страны, почвы малоплодородны и климат более суровый. Для островов и узкой полосы побережья, защищенной стеной гор от холодных ветров, характерен средиземноморский климат.
|
Промышленность. Промышленность СФРЮ опирается в основном на разнообразные природные ресурсы страны. Поэтому важное место в ней принадлежит добыче и переработке минерального и лесного сырья и эксплуатации гидроресурсов. Энергетика использует главным образом крупные месторождения лигнита и бурого угля и гидроресурсы горных рек. Мощный гидроузел построен СФРЮ совместно с Румынией в Железных Воротах на Дунае. Несмотря на рост добычи нефти, потребности в ней СФРЮ удовлетворяет в основном за счет импорта.
|
Общая характеристика хозяйства. До второй мировой войны Югославия принадлежала к числу отсталых аграрных стран Европы. За годы народной власти промышленное производство очень выросло и дает теперь половину национального дохода. Социалистическое преобразование сельского хозяйства в Югославии еще не завершено. На долю социалистического сектора приходится лишь 16% обрабатываемых земель и примерно товарной продукции. Частный сектор отличается значительной отсталостью. В годы народной власти сделано многое для более рационального размещения производства и, в частности, для ускоренного подъема прежде наиболее отсталых Боснии и Герцеговины, Черногории, юга Сербии, Македонии. Однако пока большая разница в уровнях их развития остается. Страна еще не может обеспечить работой все экономически активное население. Очень много югославов временно работает за границей.
|
Югославия — самая многонациональная страна в зарубежной Европе: в ней живет более двадцати национальностей. Родственные южнославянские народы составляют Vю ее населения. Сербы, хорваты, боснийцы и черногорцы говорят на сербскохорватском, словенцы и македонцы — на своих языках. В сербскохорватском языке приняты две графики: у сербов и черногорцев — кириллица, у хорватов и боснийцев — латиница. И ту и другую изучают школьники во всех республиках. В СФРЮ всем народам предоставлены равные права. Славянские народы образовали национальные республики, объединившиеся в федерацию.
|
Экономико-Географическое положение. Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) расположена на Балканском полуострове. Около s/i длины ее границ приходится на социалистические страны. Кроме того, СФРЮ граничит с Италией и Грецией, которые входят в НАТО. На северо-востоке страны течет Дунай, а с запада на протяжении более 2 тыс. км она омывается Адриатическим морем, где много заливов и бухт. Но доступ к морю из глубинных районов почти везде преграждают хребты Динарских гор. На территории Югославии пересекаются транспортные пути из стран Центральной Европы на Ближний и Средний Восток и из Центральной и Восточной Европы к портам Адриатического моря.
|
Экономико-географические различия. Балканские горы (или Стара Планина) делят страну на две примерно равные части — северную и южную. Северная Болгария — важная продовольственная база страны. Поля пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, виноградники занимают почти всю ее территорию; зерновой специализацией особенно выделяется Добруджа. Широкий доступ к Черному морю и Дунаю, близость
|
Транспорт. Во внутреннем грузообороте большую роль играют железные дороги, особенно широтные, идущие от Софии к портам Черного моря. Во внешних связях решающее значение имеет водный транспорт — по Черному морю и Дунаю. В экспортных перевозках скоропортящихся продуктов (ранние овощи, фрукты) широко используются автомобили и самолеты.
|
Сельское хозяйство. Природные условия для сельского хозяйства наиболее благоприятны на Дунайской равнине и Ма-рицкой низменности; обе они в значительной мере покрыты черноземными почвами и сильно распаханы. Климатические условия НРБ позволяют выращивать такие культуры умеренного пояса, которые требуют много тепла и света.
|
Промышленность. Болгария относительно богата некоторыми рудными полезными ископаемыми (полиметаллы, медные и марганцевые руды). Но энергоресурсами она беднее соседних Румынии и Югославии. Недавно открытые залежи нефти и газа сравнительно невелики, а более значительные угольные ресурсы представлены в основном лигнитом. Гидроресурсы только отчасти компенсируют недостаток минерального топлива.
|
Общая характеристика хозяйства. Перед второй мировой войной Болгария была отсталой страной с резким преобладанием сельского хозяйства. В годы народной власти она превратилась в страну быстро растущей современной индустрии и высокоразвитого сельского хозяйства. Ведущее место в национальном народнохозяйственном комплексе НРБ заняла промышленность, большинство отраслей которой было создано заново. Изменения в структуре хозяйства, вызванные НТР и социалистической экономической интеграцией, сопровождаются более рациональным его размещением.
|
Население. Плотность населения Болгарии примерно такая же, как и в других странах Балканского полуострова. Темпы урбанизации высокие, и доля городского населения за годы народной власти почти удвоилась, превысив 50%. На карте страны появилось много новых городов. Крупнейший из них — Димитровград, который часто называют болгарским Комсомольском, так как его строила молодежь. Внутренняя миграция населения из сел, где ощущается избыток трудовых ресурсов, в города продолжается.
|
Экономико-географическое положение. Народная Республика Болгария (НРБ) расположена на Балканском полуострове. На севере и западе она граничит с социалистическими, а на юге с капиталистическими странами. Торговые связи Болгарии с СССР осуществляются по Черному морю, Дунаю и железным дорогам, проходящим через территорию Румынии. Улучшению этих связей способствовал построенный в годы народной власти двухъярусный дунайский мост, названный мостом Дружбы. Через Болгарию пролегает также кратчайший путь из стран Западной Европы в Малую Азию и далее на Ближний и Средний Восток.
|
Внешние экономические связи в экономике СРР играют меньшую роль, чем в ГДР, ЧССР или Венгрии. Но тем не менее Румыния торгует с очень многими государствами, причем около а/5 внешнеторгового оборота приходится на социалистические страны. Румыния вывозит нефтепродукты, изделия машиностроения, зерно и другие продукты сельского хозяйства. В ее импорте преобладают машины.
|
На Юге Румынии сосредоточена большая часть промышленности страны, включая добычу и переработку нефти. Здесь же находится столица Румынии — Бухарест (по-румынски Букурешть), дающий всей промышленной продукции, а также такие крупные промышленные центры и транспортные узлы, как Плоешти, Галац, Брэила. В Северо-Восточной части страны за годы народной власти на базе использования местных трудовых и природных ресурсов (нефть, гидроэнергия, плодородные почвы) сложился крупный нефтеэнергохимический комплекс производств, возник ряд промышленных узлов, выросло сельское хозяйство. Центральная часть страны имеет довольно развитую промышленность и более многоотраслевое сельское хозяйство. Главные города здесь — Клуж, Брашов.
|
Транспорт. Основа транспортной системы страны — железные дороги. На их конфигурацию большое влияние оказала горная дуга Карпат. Главный узел системы нефтепроводов — Плоешти. Дунай используется преимущественно для внешнеторговых связей. Участок его нижнего течения от устья до портов Галац и Брэила получил название Морского Дуная, так как по нему могут проходить морские суда водоизмещением до 7—8 тыс. т. Стык дунайского и черноморского судоходства в низовьях Дуная широко используется для транзита и перевалки грузов придунайских стран. Морскими воротами страны служит также Констанца.
|
Буржуазно-помещичья Румыния была одной из самых отсталых стран Европы. Основой ее экономики являлось сельское хозяйство. Промышленность была представлена главным образом добычей нефти. Хозяйство находилось в зависимости от иностранных капиталистов, которые за бесценок скупали и вывозили из страны нефть, зерно, лес.
|
Население. Румыния — страна с относительно высоким (для Европы) естественным приростом населения. Это результат резкого снижения смертности по сравнению с довоенным временем, а также государственной политики стимулирования рождаемости. Трудовыми ресурсами страна обеспечена хорошо. По средней плотности населения Румыния стоит в одном ряду с соседними Балканскими странами. Уровень урбанизации в СРР пока еще ниже, чем в странах Центральной Европы, но темпы ее роста высокие. Продолжается отток сельского населения в города.
|
Социалистическая .Республика Румыния (СРР) расположена в Юго-Восточной Европе. Она граничит только с социалистическими странами. Румыния имеет выход к Черному морю, Дунай соединяет ее со странами Центральной и Юго-Восточной Европы, одновременно являясь важной транзитной магистралью. |
Экономико-географические различия. Дунай делит Венгрию на две примерно равные части. Западная часть, которая называется Дунантуль, более развита в промышленном отношении. Сельское хозяйство здесь также более интенсивное и многоотраслевое. Самый крупный город — Печ, На побережье озера Балатон сложился значительный курортный район. Альфёльд, занимающий восточную часть ВНР, — житница страны с более узкой зерновой специализацией. Здесь широко распространен рассеянный (хуторской) тип сельского расселения. Крупнейшие города — Дебрёцен и Сегед. Севернее Альфёльда, в Прикарпатье, расположен район горнодобывающей промышленности, черной металлургии и химии с центром в Мишкольце.
|
Экономико-географические различия. Дунай делит Венгрию на две примерно равные части. Западная часть, которая называется Дунантуль, более развита в промышленном отношении. Сельское хозяйство здесь также более интенсивное и многоотраслевое. Самый крупный город — Печ, На побережье озера Балатон сложился значительный курортный район. Альфёльд, занимающий восточную часть ВНР, — житница страны с более узкой зерновой специализацией. Здесь широко распространен рассеянный (хуторской) тип сельского расселения. Крупнейшие города — Дебрёцен и Сегед. Севернее Альфёльда, в Прикарпатье, расположен район горнодобывающей промышленности, черной металлургии и химии с центром в Мишкольце.
|
Транспорт. Несмотря на развитие автомобильного транспорта, пока еще во внутреннем и международном грузообороте главную роль играют железные дороги. Важнейшие из них — до границ с Советским Союзом и Австрией — электрифицированы. Это означает, что весь 2100-километровый путь от Будапешта до Москвы теперь переведен на электротягу. Дунайский транспорт обслуживает преимущественно внешние связи ВНР, трубопроводный — импортные поставки нефти и газа. Для транспортной сети ВНР характерна ярко выраженная радиальная конфигурация с центром в Будапеште. |
Сельское хозяйство. Одна из специфических черт природных условий Венгрии — резкое преобладание низменностей. Венгрия —- одна из самых распаханных стран Европы. Благодаря сравнительно южному положению страны (Будапешт расположен на широте Кишинева) вегетационный период здесь продолжается с апреля по сентябрь. Однако засушливость климата, особенно к востоку от Дуная, вызывает необходимость искусственного орошения.
|
Общая характеристика хозяйства. За годы индустриализации промышленность превратилась в ведущую отрасль Народного Хозяйства, а в ее составе главную роль стала иг-рать тяжелая индустрия. Вмеждународном социалистическом разделении труда «лицо» ВНР определяется прежде всего машиностроением, которое ориентируется на выпуск сложных изделий, требующих больших затрат квалифицированного труда. Электроемкие и металлоемкие отрасли для Венгрии нехарактерны. Некоторое исключение составляет лишь боксито-алюминиевая промышленность. Развитие получили также пищевкусовая промышленность и сельское хозяйство.
|
Население. По типу естественного движения населения Венгрия напоминает ГДР и Чехословакию: рождаемость здесь низкая, число жителей растет медленно. Такой характер воспроизводства обостряет проблему трудовых' ресурсов. По показателю плотности населения Венгрия стоит в одном ряду с 4CQP и Польшей. Но, в отличие от этих стран, население размещается на ее территории более равномерно.
|
Экономико-географическое положение. Венгерская Народная Республика (ВНР) расположена в центре Европы, вдали от морей. На ее территории перекрещиваются важные транзитные магистрали, связывающие между собой разные части Европы. Дунайский водный путь соединяет ВНР с рядом соседних стран и дает ей выход в Черное море. За исключением Австрии, все соседи Венгрии — социалистические страны. Особенно большое значение имеет для ВНР наличие общей границы с СССР.
|
Внешние экономические связи. В экономике ЧССР роль внешнеэкономических связей исключительно велика. По размерам
|
Экономико-географические различия. Чешская Социалистическая Республика представляет собой ярко выраженный индустриальный край. Здесь находятся главные угольные бассейны, промышленные районы, узлы и центры, среди которых выделяются Прага, Брно, Острава. Прага дает Vio всей промышленной продукции ЧССР, особенно развито в столице машиностроение. Наряду с этим Прага — крупнейший железнодорожный узел (10 лучей), административный и культурный центр со старейшим в Центральной Европе Карловым университе-
|
Транспорт. ЧССР выделяется густой сетью железных и шоссейных дорог, которые перевозят основную массу грузов и пассажиров. Половина всего грузооборота железных дорог приходится на «Трать дружбы» (Дорогу дружбы) — широтную магистраль, связывающую ЧССР с Советским Союзом. Роль речного транспорта по Лабе, Дунаю и Одре значительна только во внешних связях. Эти связи обслуживает и морской флот ЧССР, приписанный к польскому порту Щецин.
|
Сельское хозяйство. Природные условия ЧССР благодаря сочетанию низменностей с холмистым, низкогорным (а в Словакии и горным) рельефом отличаются значительным разнообразием. По уровню интенсификации сельского хозяйства из всех социалистических стран Чехословакия уступает только ГДР. В животноводстве первое место принадлежит разведению крупного рогатого скота. В растениеводстве выделяются зерновые культуры — пшеница и ячмень (в том числе высококачественный, используемый в пивоварении), а из технических — сахарная свекла. Широкое распространение получило разведение хмеля, садоводство, а на юге — виноградарство.
|
Промышленность. Основу развития ряда отраслей промышленности ЧССР составляет добыча разнообразных полезных ископаемых (каменного и бурого угля, магнезита, каолина, кварцевого песка), которые, как правило, отличаются высоким качеством.
|
Общая характеристика хозяйства. Чехословакия и до второй мировой войны входила в число первых десяти промышленных стран мира. За годы народной власти ее экономика подверглась значительной реконструкции. Современная ЧССР — страна с высокоразвитой промышленностью и интенсивным сельским хозяйством. Народнохозяйственный комплекс ЧССР отличается многоотраслевой структурой, но ведущую роль в нем играет промышленность. Эта сравнительно небольшая страна дает 1,5% мирового промышленного производства. К тому же машины и потребительские товары с маркой «Сделано в Чехословакии» славятся своим качеством. Основной сдвиг в размещении производства — это сдвиг на восток, в Словакию. В нем нашла яркое отражение политика подъема, индустриализации отсталых прежде районов. Промышленность Словакии за две недели выпускает теперь столько продукции, сколько довоенная Словакия выпускала за целый год. Доля Словакии в промышленном производстве ЧССР поднялась с 7 до 25%.
|
Население. По характеру воспроизводства населения Чехословакия относится к странам первого типа. Естественный прирост здесь невысокий, и страна испытывает недостаток в трудовых ресурсах. Он особенно ощущается в Чехии. Сеть населенных пунктов ЧССР отличается исключительной густотой: среднее расстояние между поселениями всего два-три километра. Среди сельских поселений преобладают небольшие деревни (150—200 жителей). Дома в них обычно каменные, с черепичными крышами. Чехословакия — двунациональная страна. В ней живут 'родственные западнославянские народы — чехи
|
Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР) имеет федеративное государственно-территориальное устройство. В ее состав входят две равноправные социалистические республики — Чешская и Словацкая.
|
Внешние экономические связи. Зависимость ГДР от внешней торговли исключительно велика. Это объясняется как внутренними потребностями ее экономики, так и очень активным участием республики в международном социалистическом разделении труда. Главное место в импорте принадлежит промышленному сырью и полуфабрикатам, которые ГДР получает в основном из социалистических стран. Она импортирует также некоторые виды машин и оборудования, продовольствие. Экспорт ГДР состоит из машин, приборов, оборудования, продукции химической и легкой промышленности. По объему внешней торговли она занимает второе место после СССР среди стран социализма.
ГДР |
Просмотров: 727 |
Добавил: ekonomgeo |
Дата: 08.08.2010
|
Транспорт. Железнодорожный транспорт ГДР выполняет большую работу по обеспечению внутренних перевозок и международного транзита. Его грузооборот почти равен грузообороту железных дорог Великобритании и Италии, вместе взятых. По густоте сети ГДР уступает лишь Бельгии, превосходя вдвое Францию и Италию. Наиболее насыщены железными дорогами южные округа. Разветвленная сеть отличных автодорог, речных путей и каналов образует вместе с железными дорогами единую транспортную систему. Оказавшись без оборудованных морских портов и флота, ГДР построила заново порты (крупнейший из них в Ростоке) и создала флот, обслуживающий значительную часть ее внешней торговли.
ГДР |
Просмотров: 1241 |
Добавил: ekonomgeo |
Дата: 08.08.2010
|
Сельское хозяйство. Природные условия ГДР в делом благоприятны для сельского хозяйства и мало различаются по отдельным районам страны. Почти вся ее территория — низменности или невысокие всхолмленные возвышенности, удобные для обработки. Климат переходный от умеренно-континентального к морскому, позволяющий выращивать большинство культур умеренного пояса. Преобладают подзолистые почвы, бедные в естественном состоянии. Однако они значительно улучшены в результате длительного применения большого количества удобрений. Пашня и огороды занимают около 7г площади ГДР.
ГДР |
Просмотров: 1631 |
Добавил: ekonomgeo |
Дата: 08.08.2010
|
Промышленность. В недрах страны — богатые залежи некоторых полезных ископаемых: бурого угля, калийной соли; имеются также медные, никелевые и урановые руды. В то же время нет хромитов и бокситов, очень мало нефти и природного Таза, каменного угля, железной и других руд. Малы гидроресурсы. Недостаточная обеспеченность собственными запасами сырьевых и энергетических ресурсов (как и нехватка трудовых ресурсов) — одна из серьезных проблем развития промышленности ГДР.
ГДР |
Просмотров: 2000 |
Добавил: ekonomgeo |
Дата: 08.08.2010
|
Общая характеристика хозяйства. Во время войны хозяйство на востоке Германии пострадало гораздо больше, чем на западе. Из-за раскола страны ГДР оказалась почти без каменноугольных шахт, железных рудников, металлургии, важнейших отраслей машиностроения и химической промышленности, оставшихся на территории ФРГ. Были разорваны тысячи производственно-территориальных связей прежде единого германского хозяйства. Все это создало очень серьезные трудности.
ГДР |
Просмотров: 1319 |
Добавил: ekonomgeo |
Дата: 08.08.2010
|
После второй мировой войны по решению Потсдамской конференции в восточную Германию переселено свыше 4 млн. немцев из стран Восточной и Юго-Восточной Европы.
ГДР |
Просмотров: 1605 |
Добавил: ekonomgeo |
Дата: 08.08.2010
|
Состав территории и экономико-географическое положение.
Германская Демократическая Республика (ГДР) образовалась после второй мировой войны в результате победы СССР и союзных с ним держав над агрессором — фашистской Германией. Она была провозглашена в октябре 1949 г., после создания в западной части страны Федеративной Республики Германии (ФРГ). В состав ГДР вошла восточная часть Германии. Она была разделена на 15 административных округов.
ГДР |
Просмотров: 2229 |
Добавил: ekonomgeo |
Дата: 08.08.2010
|
Внешние экономические связи. Объем внешней торговли Польши быстро растет. В структуре экспорта все более увеличивается доля машин, оборудования (в том числе комплектного), средств транспорта и промышленных товаров массового потребления. В импорте, напротив, растет удельный вес топлива, сырья и полуфабрикатов. Две трети внешнеторгового оборота ПНР приходится на социалистические страны, прежде всего на СССР, ГДР и Чехословакию.
|
В пределах Польши можно выделить три основные части — южную, среднюю и северную. Южная Польша охватывает пояс невысоких возвышенностей и гор. Это самая богатая минеральными ресурсами часть страны и ее важнейшая индустриальная база, ядро которой образует Верхие-Силезский каменноугольный бассейн — старый промышленный район, где развита как горнодобывающая, так и обрабатывающая промышленность. |
Транспорт. Основной вид транспорта — железные дороги. По их грузообороту Польша занимает первое место в зарубежной Европе. Больше всего по железным дорогам перевозят каменный уголь, поэтому главнь!е грузопотоки приходятся на дороги, расходящиеся лучами из Верхней Силезии (важнейшая из них — «углевозная» дорога Катовице—Гдыня). Территорию Польши пересекают две широтные международные магистрали: северная (Москва — Минск — Брест — Варшава — Познань — Берлин) и южная (Донбасс — Приднепровье — Львов — Краков —
|
Сельское хозяйство. Польша имеет относительно благоприятные природные условия для сельского хозяйства. Низменность занимает основную часть ее поверхности, и это обстоятельство наряду с давней сельскохозяйственной освоенностью способствовало высокой распаханности территории.
|
Машиностроение Польши отличается повышенной металлоемкостью. Оно производит машины для угольной промышленности, паровые котлы, станки, комплектное оборудование для химических и сахарных заводов, пассажирские и товарные вагоны. В крупную отрасль превратилось судостроение. Но в последнее время машиностроение выпускает все больше изделий для электронной и электротехнической промышленности, приборостроения, ориентирующихся прежде всего на квалифицированный труд. Машиностроительные заводы Польши кооперируются с заводами других социалистических стран. По территории страны машиностроение размещено равномернее, чем другие отрасли.
|
Промышленность. Польша богата полезными ископаемыми. По запасам медной руды и самородной серы, которые были открыты в годы народной власти, она занимает одно из первых мест в мире, по запасам каменного и бурого угля, каменной соли, полиметаллов, строительного сырья — одно из первых мест в Европе. Однако ресурсами железной и марганцевой руд, нефти, фосфоритов ПНР обеспечена значительно хуже. Геологическое строение ее территории, находящейся на стыке Восточно-Европейской платформы, Карпат и древних гор Центральной Европы, обусловило концентрацию большинства полезных ископаемых в южной части страны (Верхней и Нижней Силезии, Предкарпатье). Эти ископаемые служат основой для развития топливно-сырьевых отраслей, и в первую очередь угольной, металлургической и производства стройматериалов.
|
Общая характеристика хозяйства. За годы народной власти в Польше ликвидирован огромный ущерб, нанесенный войной и фашистской оккупацией, преодолена экономическая отсталость и достигнут высокий уровень хозяйственного развития. Хотя в Польше живет менее 1% населения Земли, страна производит примерно 2% мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции. По выпуску многих видов продукции она входит в первую десятку стран мира. Например, по добыче каменного угля Польша уступает только СССР, США и КНР, а по добыче его из расчета на душу населения занимает первое место в мире.
|
|
|
Поиск |
|
|
|