Экономическая география Среда, 15.08.2018, 06:00
| RSS
Меню сайта

Категории раздела
Числинность населения
Размещение населения
Структура населения
Мировое хозяйство
НТР
География промышленности
География сельского хозяйства
География транспорта
Социалистические страны
Польша
ГДР
Чехия
Венгрия
Румыния
Болгария
Югославия
Албания
Монголия
КНР
КНДР
Вьетнам
Куба
КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ
США
Япония
Великобритания
ФРГ
Франция
Италия
МАЛЫЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ ЕВРОПЫ
Австралийский союз

Главная » Статьи » НТР

Основные направления
С начала 50-х годов в мире наблюдается невиданное ранее ускорение научно-технического прогресса, который охватил все отрасли производственной и непроизводственной сферы. При этом, однако, следует различать два главных направления научно-технического прогресса.

Первое направление заключается, в дальнейшем совершенствовании, постепенной эволюции традиционных видов производства. Например, в угольной промышленности оно находит выражение в ускорении механизации, все большем развитии открытого способа добычи; в черной металлургии — в использовании кислородно-конверторного способа плавки стали; в нефтяной и газовой промышленности — в бурении сверхглубоких скважин (5—8 тыс. м); на транспорте — в росте удельного веса наиболее прогрессивных видов тяги (электрической и дизельной), возрастании скоростей движения, увеличении пропускной способности железных дорог, автомагистралей, трубопроводов.

Не менее характерен для этого направления и своего рода количественный скачок, выражающийся в укрупнении основных производственных агрегатов. Например, еще в начале 60-х годов максимальная мощность энергоблоков на ТЭС, как правило, не превышала 200 тыс. кет, а самые крупные доменные печи выплавляли за год 1—1,5 млн. т чугуна. В начале 70-х годов крупнейшие энергоблоки в СССР и США уже достигли 800 тыс. — 1 млн. кет (это мощность всех электростанций России в 1913 г.). Строятся домны-гиганты производительностью 5 млн. т чугуна в год, спускаются на воду супертанкеры грузовместимостью 500 тыс. т. По мере увеличения единичной мощности оборудования растет и концентрация производства: становится все больше ТЭС мощностью 2—4 млн. кет, металлургических комбинатов, выплавляющих в год 10—15 млн. т стали, нефтеперерабатывающих заводов, потребляющих 10—20 млн. т нефти.

Второе направление отражает качественный скачок, революционный переворот в производстве, который начался в промышленности ив наибольшей мере затронул четыре следующие области: во-пер-вых, собственно технику производства, где базой такого переворота стала комплексная автоматизация, основанная на применении электронно-вычислительных машин (ЭВМ); во-вторых, энергетическую базу современного хозяйства, где революционный переворот связан прежде всего с атомной энергетикой, с эрой широкого использования ядерных реакций, которая началась в 1954 г. с пуском в СССР первой АЭС; в-третьих, производство сырья и материалов, где это направление выражается в постепенном переходе от использования природных веществ к принципиально новым, искусственно создаваемым химическим материалам с заранее заданными свойствами; наконец, в-четвертых, качественные сдвиги затронули область технологии. Примерами принципиально новых процессов здесь могут служить непрерывное литье стали, производство нетканых материалов, применение радиоактивных изотопов.

Вслед за промышленностью революционный технический переворот охватил и сельское хозяйство. Важным фактором роста сельскохозяйственного производства стала комплексная механизация большинства полевых работ, а также автоматизация ряда животноводческих отраслей на базе электрификации. В области химизации увеличивается применение азотных, фосфорных, калийных и в особенности комбинированных удобрений, различных средств борьбы с вредителями. Все это привело к тому, что сельское хозяйство развитых стран поднялось на новую, более высокую ступень. Одновременно происходит тесное переплетение его с промышленностью.

Революционные научно-технические преобразования затронули также транспорт, где начинают применяться принципиально новые типы дорог (например, монорельсовые) и средств транспорта (например, на воздушной подушке, электромобили). В авиации прежние поршневые самолеты на основных линиях уже вытеснены реактивными и турбовинтовыми, развивающими скорость 800—1000 км в час. Более того, в Советском Союзе и в некоторых капиталистических странах начинается эксплуатация сверхзвуковых пассажирских лайнеров, летающих со скоростью 2—3 тыс. км в час. Вот почему именно второе направление является сущностью научно-технической революции (НТР).
Категория: НТР | Добавил: ekonomgeo (08.08.2010)
Просмотров: 3840 | Рейтинг: 4.5/2
Поиск

Партнеры

Экономическая география © 2018Конструктор сайтов - uCoz