Экономическая география Суббота, 16.12.2017, 19:52
| RSS
Меню сайта

Категории раздела
Числинность населения
Размещение населения
Структура населения
Мировое хозяйство
НТР
География промышленности
География сельского хозяйства
География транспорта
Социалистические страны
Польша
ГДР
Чехия
Венгрия
Румыния
Болгария
Югославия
Албания
Монголия
КНР
КНДР
Вьетнам
Куба
КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ
США
Япония
Великобритания
ФРГ
Франция
Италия
МАЛЫЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ ЕВРОПЫ
Австралийский союз

Главная » Статьи » Япония

Экономико-географические различия
По густоте заселения и уровню развития хозяйства среди других территорий Японии выделяется центральная часть Хонсю. Здесь находятся и самые высокие в Япойии горы (в том числе гордость японцев — красавец вулкан Фудзияма высотой 3770 м) и самые крупные в стране низменности. Прибрежные низменности Хонсю некогда были центрами древней земледельческой культуры Японии, позднее здесь же выросли первые городские поселения.

Урбанизированная прибрежная полоса (японский мегалопо-лис) — наиболее промышленно развитая часть Японии. Вместе с тем на Центральном Хонсю широко развито интенсивное и разнообразное сельское хозяйство: здесь выращивают рис; по склонам гор — чай и табак; распространено пригородное хозяйство. Здесь же сосредоточена большая часть поголовья крупного рогатого скота и свиней.

Столица Японии — Токио — один из самых крупных городов мира, важнейший промышленный, транспортный, торговый и культурный центр. (См.. план Токио на форзаце.) В числе его промышленных предприятий много разнообразных машиностроительных заводов (особенно автомобильных, производящих промышленное оборудование, электронные машины и аппараты), нефтехимических комбинатов, а также полиграфических, текстильных и пищевых. В Токио размещены многие крупные научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, музеи и театры. Во внешнем облике города сочетается европейская и японская архитектура. Центральные районы напоминают крупные европейские центры, рабочие кварталы похожи на деревенские поселения. В них преобладают небольшие деревянные домики типично японской застройки с раздвижными внутренними стенками. Воздух в столице настолько загрязнен, что трудно дышать. С помощью специальных уличных автоматов жители имеют возможность получить глоток кислорода.

От Токио вдоль берега Токийского залива протянулась сплошная полоса городов, в которых расположены металлургические, машиностроительные и нефтехимические предприятия. У выхода из залива находится второй крухшеишии центр этой промышленной полосы, город-миллионер, аванпорт Токио — Иокогама, — соединенный со столицей морским каналом. В нем размещены одна из самых крупных в стране судоверфей, много сталелитейных и нефтехимических комбинатов, заводы металлоемкого машиностроения. В военные годы город сильно пострадал от налетов американской авиации, затем целые кварталы были выстроены заново и приобрели европейский вид.

К западу от Токийской агломерации, на берегу залива Исе, расположен город Нагоя со множеством городов-спутников и обширными пригородами. В этом крупном металлурго-машино-строительном и химическом комплексе каждый город-спутник имеет свою узкую специализацию: некоторые производят автомобили, другие — химическое волокно, третьи — сложные станки й т. д. Центр агломерации — Нагоя сосредоточивает предприятия разнообразных отраслей промышленности.

Юго-западную оконечность японского мегалополиса завершает большая полицентрическая городская агломерация, выросшая вокруг трех центров: Осаки, Кобе и прежней столицы Японии — Киото. Осака — второй по числу жителей город страны, отчасти сохраняет свою былую специализацию производителя хлопчатобумажных тканей и текстильных машин. Но большее значение приобрело разнообразное машиностроение новейших отраслей, особенно электронной, и крупное химическое производство. Кобе — город черного металла и судостроения. Его машиностроительные заводы производят все необходимое для оборудования судов. В Киото наряду с машиностроением сохраняются национальные полукустарные производства — изготовление фарфоровой посуды, игрушек, изделий из дерева.

Южный Хонсю и Северный Кюсю по типу хозяйства и размещению промышленности сходны с Центральным Хонсю, но уровень экономического развития их ниже. Крупнейшая в районе городская агломерация расположена на севере Кюсю, вокруг города-миллионера Китакюсю (в переводе: Северный Кюсю). В этом промышленном узле ведущее место занимают черная металлургия и тяжелое металлоемкое машиностроение.

Южный Кюсю и остров Сикоку, как и Северный Хонсю и Хоккай.до, — территории менее развитые. В них преобладает сельское хозяйство, промышленность размещена в отдельных городах. По разработанным проектам на острове Хоккайдо создается новый промышленный район на местных угольных и рудных ресурсах и привозном сырье. Хакодате (остров Хоккайдо) и Нагасаки (остров Кюсю) —- крупнейшие рыбопромышленные центры страны.

Внешние экономические связи. Внешняя торговля Японии за последние десятилетия сильно выросла. По темпам развития этой отрасли хозяйства страна обогнала все другие капиталистические государства. Особенно быстро растет торговля с развивающимися странами, в которых она закупает основную часть ввозимого топлива и сырья. Большая часть внешнеторгового оборота Японии приходится на развитые капиталистические страны, особенно США. В последние годы расширились связи с СССР и другими социалистическими странами.

В структуре экспорта доля машин составляет почти половину. Быстро растет вывоз капитала. Государственные займы и кредиты предоставляются развивающимся странам в виде «помощи», монополии вкладывают капитал в различные отрасли хозяйства этих стран. Широко применяется 'форма смешанных . акционерных компаний * с участием национального капитала. Многие такие предприятия получают из Японии части и детали, а сами занимаются сборкой продукции, предназначенной для экспорта в развитые капиталистические государства (телевизоры, кинокамеры и другие). Особенно много таких предприятий создано на Тайване и в Сингапуре, где труд рабочих оплачивается еще ниже, чем в Японии. Одновременно японские монополии вкладывают капитал в разведку и разработку полезных ископаемых развивающихся стран Азии и Африки. В последние годы Япония предоставляет большие кредиты Австралии, где открыты богатые месторождения различных полезных ископаемых и начата их разработка.

Япония расширяет торговлю и другие формы экономического сотрудничества с социалистическими странами. Долгосрочное соглашение с СССР намечает значительное увеличение советско-японской торговли. СССР продает Японии руды цветных металлов, уголь, нефть, лес, оборудование, получая взамен некоторые виды машин,, химикаты, товары широкого потребления.

Категория: Япония | Добавил: ekonomgeo (09.08.2010)
Просмотров: 1773 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

Партнеры

Экономическая география © 2017Конструктор сайтов - uCoz