Сухопутный транспорт. Длина железных дорог во всем мире превышает 1,3 млн. км, но в последнее время она не растет, а во многих странах Западной Европы и Северной Америки из-за конкуренции других видов транспорта даже сокращается. Сеть автомобильных дорог и особенно трубопроводов, напротив, растет довольно быстро. Одновременно увеличивается грузооборот этих видов транспорта, меняется их география. Все более широкое распространение получают контейнерные перевозки.
В социалистических странах Европы и Азии первостепенное значение сухопутного транспорта объясняется и огромной территорией, и соседским положением. Поскольку в этих странах все пути сообщения и основная часть средств транспорта находятся в руках государства, они образуют в каждой из стран единую транспортную систему. Особенно большими масштабами характеризуется транспортная система СССР. Железные дороги Советского Союза по объему и густоте (грузонапряженности) перевозок далеко превосходят дороги всех других стран.
В капиталистических странах также получили развитие все виды сухопутного транспорта, но размещение его отличается большой неравномерностью. Значительная часть грузооборота и общей длины железных дорог приходится на США И Канаду. Здесь сосредоточены также половина общей длины шоссейных дорог и более половины всего автомобильного парка капиталистических стран, насчитывающего около 250 млн. автомашин. Здесь же находится преобладающая часть трубопроводной сети. Сухопутный транспорт хорошо развит и в Западной Европе, где сеть железных дорог и автомагистралей отличается наибольшей густотой, а также в Японии, Австралии.
Значительно ниже уровень его развития в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В подавляющем большинстве из них обеспеченность железными дорогами невелика, а в некоторых (Лаос, Нигер и другие) они вовсе отсутствуют. Среди автодорог преобладают грунтовые. Автопарк значительно меньше: например, на каждые 100 жителей в США приходится1 более 50 автомобилей, а в Азии и Африке — 1. Трубопроводный транспорт получил немалое развитие, особенно в Юго-Западной Азии и Северной Африке, но он принадлежит, за небольшими исключениями, монополиям главных капиталистических стран. В развивающихся странах наряду с механическим транспортом продолжают еще широко использовать гужевой, вьючный, «людской» (носильщики, рикши).
|